ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДИКТИВНОЙ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

  • Никита Константинович Костин Национальный исследовательский университет ИТМО http://orcid.org/0009-0009-0070-7261
  • Елена Сергеевна Гаврилюк Национальный исследовательский университет ИТМО http://orcid.org/0000-0003-2580-5561
Ключевые слова: предиктивная аналитика, цифровизация, ресторанный бизнес, индустрия гостеприимства, horeca, технологии big data

Аннотация

Условия высокой конкуренции, стремительного изменения потребительских тенденций, изменчивости и неопределенности окружающей среды стали в последние годы неотъемлемыми признаками рынка ресторанного бизнеса России. Соотношение быстроты и качества принятия управленческих решений в сложившихся реалиях становится одним из ключевых факторов, определяющих не только положение, но и сам факт существования предприятий на рынке. Результаты внедрения data-driven подхода к принятию решений в смежных отраслях экономики доказывают эффективность его применения в аналогичных рыночных условиях. В данной статье рассматриваются методы предиктивной аналитики с целью получения полезных знаний для принятия решений в предприятиях ресторанного бизнеса. Объектом исследования является бизнес-аналитика в предприятиях ресторанного бизнеса. Предметом исследования выступают особенности применения моделей и инструментов предиктивной и предписывающей аналитики в предприятиях ресторанного бизнеса. Автором исследуются существующие инструменты, доступные на рынке предиктивной аналитики, а также проводится сравнительный анализ наиболее релевантных инструментов для применения в данной сфере. В статье проанализированы возможные эффекты от использования этих моделей и инструментов, исследованы их преимущества и недостатки, а также обозначены особенности и проблемы их применения. Кроме того, автором были разработаны рекомендации по использованию моделей и инструментов предиктивной аналитики в различных направлениях деятельности ресторанного бизнеса. Разработаны модель данных, архитектура системы предиктивной аналитики данных в предприятиях ресторанного бизнеса, а также предложены варианты применения конкретных инструментов. Реализуя технологии предиктивной аналитики, рестораторы могут значительно улучшить свою эффективность, повысить удовлетворенность клиентов и достичь большей прибыльности в высококонкурентной сфере ресторанного бизнеса.

Биография автора

Елена Сергеевна Гаврилюк, Национальный исследовательский университет ИТМО

Доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, кандидат экономических наук

Литература

Dudnik O.I., Zhurba M.V. Data-base implementation for restaurant business. E-Scio. 2023. N7 (82). https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsii-bazy-dannyh-dlya-restorannogo-biznesa. (in Russian).

Fedotov A.N., Shepina S.V. Strategic issues of restaurant business development in pandemic and post-pandemic periods. Baikal Research Journal. 2022. Vol. 13. N 2. https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-voprosy-razvitiya-restorannogo-biznesa-v-usloviyah-pandemii-i-v-postpandemicheskiy-period. (in Russian).

Fedorova L.A., Hu Guiyu, Huang Xiaoyan, Zemlyakova S.A. Application of Big Data technologies in the activities of modern enterprises. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. N 9–2. P. 322–329. DOI: 10.17513/vaael.1337. (in Russian).

Zaretsky E.N. Problems of increasing the level of competitiveness of the domestic restaurant business. Economy, Governance and Law Basis. 2023. N 2 (37). P. 89–94. DOI: 10.51608/23058641_2023_2_89. (in Russian).

Gonchar A.A. Using predictive analytics to improve business performance. Current research. 2023. N 50-4(180). Р. 22-46. DOI: 10.5281/zenodo.10373542. (in Russian).

Volkova A.A., Nikitin Yu.A., Plotnikov V.A. Digital transformation of procurement logistics. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022. N 28(8). P. 778-785. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-8-778-785). (in Russian).

Batsyna Ya.V., Mordovchenkov N.V. The influence of the digitalization trends on HoReCa industry. Kreativnaya ekonomika. 2020. Vоl. 14. N 4. P. 497-508. DOI: 10.18334/се.14.4.100867. (in Russian).

Abramov V.I., Churkin D.A. Predictive analytics of customer relationships as a method of adapting the company to changes and increasing the value of the offer. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2022. Vоl. 12. N 6. P. 1709-1722. DOI: 10.18334/epp.12.6.114842. (in Rus-sian).

Evdokimova E.N., Kupriyanova M.V., Simikova I.P., Soloviova I.P. Big Data technologies as components of digital transformation of enterprises. Moscow Economics Journal. 2021. N 10. P. 323-330. DOI: 10.24412/2413-046Х-2021-10583. (in Russian).

Shchepetova I.V., Skorobogatykh I.I. Analysis of customer experience and extra-service as a competitive advantage in the HoReCa sector. Practical Marketing. 2021. N 11. P. 32-41. DOI:10.24412/2071-3762-2021-11297-32-41. (in Russian).

Gladilina I.P., Pogudaeva M. Yu., Sergeeva S.A., Bulochnikova N.M., Kozhevnikova N.Yu. Big Data in procurement: theoretical and practical aspects of implementation and development. Financial Markets and Banks. 2022. N 1. P. 19-23. (in Russian).

Suchilina M.V., Ryndina S.V. Business analytics using Python on the example of travel insurance. Bulletin of Penza State University. 2020. N 3(31). P. 113–117. (in Russian).

Vashko T.A., Zdrestova-Zakharenkova S.V., Maksimenko I.A. Formation and development of the restaurant services market in Russia: empirical study of factors influencing growth. Russian Journal of entrepreneurship. 2018. Vоl. 19. N 10. P. 3149-3162. DOI: 10.18334/rp.19.10.39492. (in Russian).

Kamenskaya L.A., Volkov A.O. The practice of using digital technologies in the promotion of restaurant services in modern conditions. Economy and Business: Theory and Practice. 2023. Vоl. 2 (96). P. 182-185. DOI: 10.24412/2411-0450-2023-2-182-185. (in Russian).

Dukhovnaya L.L. Business processes automation as a mechanism for increasing efficiency of hotel enterprises. Services in Russia and Abroad. 2019. N 3 (85). P. 162-174. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10313. (in Russian).

Timofeev A.G., Lebedinskaia O.G. Data Mining and Big Data in business analytics of digital transformation of gov-ernment and corporate governance. UEkS. 2017. N 9 (103). https://cyberleninka.ru/article/n/data-mining-i-big-data-v-biznes-analitike-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstvennogo-i-korporativnogo-upravleniya. (in Russian).

Malyshkina E.A. Directions of increase in competitiveness of the entities of restaurant business. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2018. Vоl. 8. N 3(28). P. 95-106. (in Russian).

Tsai R.D. The impact of environmental factors on changing trends in the structure of the restaurant industry. Bulletin of the Hospitality Industry: International Scientific Collection. 2022. Vоl. 9. P. 147-151. (in Russian).

Lavrova T.A. Directions for improving the competitiveness of restaurants. Bulletin of the Hospitality Industry: International Scientific Collection. 2023. Vоl. 13. Р.19-24. (in Russian).

Chernova E.V., Shabalin V.V., Tsai R.D. The impact of changing consumers’ behavior on the development of the restaurant business. Society: Politics, Economics, Law. 2022. N 2(103). P. 52-67. DOI: 10.24158/рер.2022.2.8. (in Russian).

Опубликован
2024-06-25
Выпуск
Раздел
ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА