КАРЛ МАРКС И РОНАЛЬД КОУЗ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

  • Ольга Викторовна Сафонова Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Ключевые слова: трансакционные издержки, чистые издержки обращения, дополнительные издержки обращения, сфера производства, сфера обращения, сфера потребления, издержки производства, издержки потребления, воспроизводство, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, институционализм, неоинституциональная экономика, трансакционный сектор, институты, теория контрактов, рыночная сделка

Аннотация

Выделение представителями неоинституционального направления экономической мысли нового класса издержек (издержек совершения трансакций) поставило вопрос о реакции экономических агентов на их присутствие.

В статье выявлены условия, предпосылки, характеристики, объясняющие исторический процесс нарастания сложности и значимости трансакционных издержек, которые явились причиной того, что трансакционные издержки в настоящее время приобрели большое значение.

Доказано, что экономическая значимость и сложность трансакционных издержек возрастают по мере развития социально-экономических систем от простого товарного производства до современной экономики постиндустриального общества, в котором развитие любой экономической организации, будь то фирма, корпорация, банк или государственное учреждение, происходит под комбинированным воздействием ограниченных информации и рациональности, а также оппортунистического поведения в сочетании с условиями связанными со специфичностью активов.

В эпоху К. Маркса капитализм выступал как самоподдерживающаяся рыночная система; в современных условиях самоорганизация рынка, решая широкий круг проблем развития, взаимодействует с государственным регулированием, которое, в свою очередь, обеспечивает иные аспекты развития. В этом случае вполне естественен рост трансакционных затрат.

В статье показано, что в современных условиях российские предприятия функционируют в обстановке высокой нестабильности, как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным отношениям создают дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации.

Делается вывод о том, что в условиях информационного общества более конкурентоспособными являются те компании, которые стремятся к созданию долгосрочного предпочтения потребителей к своему товару и за счет оптимизации цены взаимодействия, реализуют принципы снижения трансакционных издержек.

Опубликован
2020-04-01
Выпуск
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ