УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Аннотация
Целью данной статьи является научно-практическое исследование методов управления интеллектуальным капиталом, направленных на максимизацию стоимости интеллектуальных активов предприятия, и определение системы управления знаниями как приоритетного инструментария управления интеллектуальным капиталом в условиях цифровой экономики. Авторами критически переосмыслены методы прямой оценки интеллектуального капитала, определяющей его структуру и рассчитываемой посредством простых или агрегированных показателей в денежном выражении; рыночной капитализации, интерпретирующей интеллектуальный капитал как разницу между рыночной и балансовой стоимостью фирмы; а также рентабельности активов, используемой в процессе измерения интеллектуального капитала в качестве приоритетного расчетно-аналитического показателя. Основной задачей управления интеллектуальным капиталом предприятия является развитие его инновационной деятельности, а также передача знаний, опыта, навыков и уникальных компетенций. Теоретически обоснован и практически подтвержден тот факт, что основные стратегии управления, повышающие конкурентоспособность предприятия, направлены на увеличение интеллектуального капитала работников предприятия за счет различных методов обучения и повышения квалификации, учитывающих состояние внешних и внутренних факторов и представляющих собой основу системы управления знаниями. Исследование основано на фактических данных, характеризующих социально-экономическую систему управления интеллектуальным капиталом Lloyd's Register Group, основанную на интеграции с HR-процессами и взаимодействии с HR-менеджерами; внутренними PR-мероприятиями и работе по управлению знаниями на основе плана коммуникаций; сосредоточении усилий на повторном применении знаний; отзывах сотрудников компании о процессах управления знаниями в KRT Planner.
Литература
Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y.: Basic Books. 1973.
Bontis N. Assesing knowledge assets: a review of the models used to measure intellectual capital. International Journal of Management Reviews. 2001. Vol. 3. N 1. Р. 41-60.
Brooking A. Intellectual Capital: Core Assets for the Third Millennium Enterprise. London: Thompson Business Press.1996.
Dalkir K. Knowledge Management in Theory and Practice. Oxford: Elsevier Butterworth –Heinemann. 2015.
Drucker P.F. Post-capitalist society. Oxford: Butterworth Heinemann. 1993. 204 p.
Edvinsson L., Malone M. El Capital Intelectual. Barcelona: Gestión. 2000.
Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital 2000. Journal of Intellectual Capital. 2000. N 1(1). Р. 12-16. DOI: 10.1108/14691930010371618.
Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brain-power. N.Y.: Harper Business. 1997.
Inozemtsev V.L. Modern post-industrial society: nature, contradictions, prospects: textbook. Moscow: 2000. (in Russian).
Inozemtsev V.L. Prospects for postindustrial theory in a changing world. New postindustrial wave in the West. Мoscow: Academia. 1999. p. 3–64. (in Russian).
Kleiner G. Knowledge about knowledge management. Economic Issues. 2004. N 1. P. 151-155.
Luthy D.H. Intellectual Capital and its Measurement. Materials of Conference «Asian Pacific Interdisciplinary Research in Accounting Conference (APIRA)». Osaka, Japan. 1998.
Mayo E. The human problems of an industrial civilization. Boston: Harvard University Press. 1946. 194 р. DOI: 10.4324/9780203487273.
Roos J., Roos G., Dragonetti N.C., Edvinsson L. Intellectual Capital: Navigating in the New Business Landscape. London: Macmillan Business. 1997.
Schislyaeva E.R., Plis K.S. Personnel Management Innovations in the Digital Era: Case of Russia in COVID-19 Pandemic. Academy of Strategic Management Journal. Special Issue Topic: Marketing Management and Strategic planning. 2021. Vol. 20. Special Issue 2. P. 1-16.
Schultz T. The Economic Importance of Human Capital in Modernization. Education Economics. 1993. N 1(1). Р. 13 19. DOI: 10.1080/09645299300000003.
Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Oxford: Oxford University Press. 1912.
Toffler E. Shock of the future. Moscow: AST. 2002. 557 p.
Wiig K.M. Knowledge management foundations: thinking about thinking: How people and organizations create, represent, and use knowledge. Arlington, TX: Schema Press. 1993. 475 p.
Lloyd's Register – classification, training and advisory services. https://www.lr.org/en/.
Advertising, Public Relations and Events Agency. https://www.w2m-net.de/bsk-downloads/bsk6/km_presentation_2011_w_goldade_final.pdf.
American Performance and Quality Center. https://www.apqc.org/resource-library/resource-listing/transferring-and-applying-critical-knowledge-lloyds-register.