УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

  • Светлана Николаевна Апенько Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского https://orcid/org/0000-0002-7618-3961
  • Александр Сергеевич Лохмачев Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского https://orcid/org/0009-0006-3593-098X
  • Алена Валерьевна Лохмачева Омский государственный медицинский университет https://orcid/org/0000-0002-1102-9680
Ключевые слова: вуз, работодатель, выпускник вуза, основная образовательная программа, модель компетенций

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки инженерных кадров. Проведен анализ взаимодействия вузов и предприятий в разработке образовательных программ и моделей компетенций выпускников. На основе анкетирования 44 преподавателей из 4 вузов Омска (ОмГУПС, ОмГУ, ОмГАУ, ОмГТУ) и 40 представителей работодателей (АО "Омсктрансмаш", ОДК "ОМО им. П.И. Баранова", ОАО "РЖД" и др.) выявлены ключевые тенденции и барьеры сотрудничества. Основные результаты исследования выявили существенный разрыв между декларируемой важностью взаимодействия вузов и предприятий и его реальным уровнем. Согласно данным анкетирования, наиболее распространенной формой сотрудничества остается организация практик для студентов, которую отметили 86,4% преподавателей. При этом лишь 40,9% представителей вузов указали на участие работодателей в разработке образовательных программ, тогда как среди самих предприятий такой опыт подтвердили только 12,5% респондентов. Исследование глубины вовлеченности предприятий демонстрирует, что лишь 5% от общего числа опрошенных работодателей непосредственно участвовали в формировании профессиональных компетенций. Парадоксальным образом, несмотря на низкую фактическую вовлеченность, 53,3% представителей предприятий признают важность такого сотрудничества. Основными препятствиями для более активного участия работодателей стали дефицит времени (60% ответов) и отсутствие заинтересованности со стороны вузов (20%). При этом каждый четвертый работодатель выразил желание участвовать в разработке программ, но отметил нехватку необходимой квалификации. Исследование также выявило значительное расхождение в оценках: преподаватели в 3,3 раза чаще отмечают участие предприятий в образовательном процессе, чем сами работодатели, что свидетельствует о формальном характере многих взаимодействий. Эти данные указывают на необходимость создания новых механизмов сотрудничества, которые снизили бы временные затраты работодателей и повысили практическую отдачу от их участия для обеих сторон.

Литература

Nikulina Yu.N. Formation of the regional social partnership policy for training competitive experts. Creative economics. 2015. Vol. 9. N 9. P. 1173-1190. DOI: 10.18334/ce.9.9.1921. EDN UMBVWX (in Russian).

Endovitsky D.A., Komendenko S.N. Companies and universities: ranking of cooperation performance. Higher Education in Russia. 2016. N 2. P. 5-14. EDN VKPYFT (in Russian).

Ermakov A.O. Development of strategic cooperation of higher education institutions and industrial enterprises to promote innovative development. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2016. N 3(69). P. 268-273. DOI: 10.20914/2310-1202-2016-3-268-273. EDN XWNKIN (in Russian).

Kuznetsova T.A., Repp P.V. The coordination of professional and educational standards as a mechanism for the effective management of higher IT-education quality. University Management: Practice and Analysis. 2016. N 3(103). P. 62-72. EDN WHDRSH (in Russian).

Plaksina Yu.G., Syuskina Yu.L. Practically oriented competence formation model for engineers with a bachelor’s degree. Bulletin of the Southern Ural State University. Series “Education. Educational Sciences”. 2016. Vol. 8. N 3. P. 93-99. DOI: 10.14529/ped160312. EDN WKAYLH (in Russian).

Borisoglebskaya L.N., Lebedeva Ya.O., Mikhailov V.N. Open strategic partnership between enterprises and universities: mechanisms of managing intellectual property in joint innovation projects. Innovation. 2017. N 1(219). P. 53-58. EDN YLZLNZ (in Russian).

Samerkhanova E.K., Imzharova Z.U. Strategic guidelines for managing educational programs at universities. Vestnik of Minin university. 2017. N 1(18). P. 13. EDN YORFCR (in Russian).

Odarih I.N., Korostelev A.A. Direction of the training process for the formation of professional competencies of the bachelor for subsequent performance of labor functions. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Vol. 6. N 3(20). P. 162-165. EDN ZISRRT (in Rus-sian).

Naumov S.Yu., Konstantinova L.V. Involvement of business representatives in educational activities of universities: problems and solutions. Higher education in Russia. 2017. N 12. P. 26-34. EDN ZXJGER (in Russian).

Kitova E.T. Development of professional partnership between university and enterprise. Bulletin of Khakassian State University named after N. F. Katanov. 2017. N 20. P. 112-114. EDN YLSCQR (in Russian).

Boronina L.N., Bannikova L.N., Balyasov A.A. Features and contradictions of forming professional potential of future engineers in the context of innovative development of regional economy. Quality. Innovation. Education. 2018. N 5(156). P. 20-25. EDN YOYYBF (in Russian).

Kitova E.T. Educational-production cooperation in the context of professional education modernization. Modern Education. 2019. N 1. P. 41-47. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24015. EDN EVHOOL (in Russian).

Guzanov B.N., Lovtsevich T.L., Baranova A.A. Social partnership in the system of transprofessional training at a technical university. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2019. Vol. 11, N 3(45). P. 10-17. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-10-17. EDN HUCLUO (in Russian).

Glushko I.V. The problem of higher education quality in evaluation of employers as consumers of educational services. Scientific-methodological electronic journal “Koncept”. 2019. N 9. P. 13-23. DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11058. EDN WZOJZE (in Russian).

Abramova E.A. Creating a competency model for improving human resources business processes. Modern high technologies. Regional application. 2020. N 4(64). P. 8-13. EDN ZYMWSL. (in Russian).

Ignatiev V.P., Varlamova L.F., Daramaeva A.A. Competency-based approach: problems and solutions. Teacher of the XXI century. 2022. N 2-1. P. 34-45. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-34-45. EDN NGRSDY (in Russian).

Bakharev V.V., Demenenko I.A. Strategic partnership between universities and employers in the new paradigm of the education institution. Ethnosocium and interethnic culture. 2022. N 6(168). P. 9-16. EDN JLZKFB (in Russian).

Gileva T.A., Galimova M.P., Khussamov R.R. Model for the strategic design of corporate innovation infrastructure in a digital environment. Russian Journal of Innovation Economics. 2023. Vol. 13. N 3. P. 1495-1512. DOI: 10.18334/vinec.13.3.118236. EDN HGOXPM (in Russian).

Zadorozhnikova E.B. Formation of university students' readiness for professional activity: theoretical aspects and practical experience. Modern high technologies. Regional application. 2023. N 4(76). P. 6-16. DOI: 10.6060/snt.20237604.0001. EDN LKVPHW (in Russian).

Chudaeva A.A. Training of specialists in economics with higher education for industrial enterprises of the Russian Federation: existing problems and new opportunities for their solution. Scientific-methodological electronic journal “Koncept”. 2023. N 6. P. 131-149. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11053. EDN EESPKN (in Russian).

Safargalieva D.D., Brahmanov D.M., Iskhakov A.O., Galimova A.A. The role of practical training in the formation of professional competencies of future engineers in the oil and gas industry. Education Management Review. 2024. N 2-2. P. 49-59. DOI: 10.25726/b3839-6825-1591-d. EDN APROYE (in Russian).

Smolina E.Yu., Balabanova N.V. Structural transformations as the basis of institutional changes in the organization’s activities. Ivecofin. 2024. N 4(62). P. 49-54. DOI: 10.6060/ivecofin.2024624.701. EDN UIBKWJ (in Russian).

Опубликован
2025-06-20
Выпуск
Раздел
ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА